Родителям

Во что играть с детьми летом?

Итак, наступило лето! И теперь так хочется покинуть душную квартиру и отправиться за город или к морю.

Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов.

Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!

Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное — подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам. Разберемся по порядку.

Песок и вода

Изображение

Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.

Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Изображение

Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.

Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Детям школьного возраста будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Вы остались в городе?

Изображение

Для того чтобы занять ребенка интересными играми, необязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий.

Это, например, рисование цветными мелками на асфальте — занятие, которое придется по душе и малышам, и детям школьного возраста. На асфальте можно не просто рисовать, но и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения.

Коллективные игры на свежем воздухе

Изображение

Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Кто сильнее?» и пр.

Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время.

Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.

Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.

И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!

свернуть

Для ребенка семья – это мир!

Для ребенка семья – это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.

В Республике Беларусь существуют различные формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые замещающие семьи. Выделяют следующие виды замещающих семей:

опека (попечительство) – принятие ребенка в семью на правах подопечного. Опекун выполняет обязанности по уходу, воспитанию и обучению ребенка на безвозмездной основе. На содержание ребенка выплачивается пособие, размер ежемесячных выплат определяется государством и пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. Устанавливается опека по решению органа опеки и попечительства управления образования администрации района по месту жительства.

приемная семья – временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  на воспитание в семью, которая образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора. Приемный родитель получает заработную плату  и пособие на содержание ребенка, время работы зачисляется в трудовой стаж, имеет право на оплачиваемый отпуск, премии, обязан ездить на курсы повышения квалификации. Общее число детей, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человек.- детский дом семейного типа (ДДСТ) –  семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий, выплачивает денежное пособие на содержание детей. Супруги зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на трудовой отпуск, премии и т.д.

- патронатное воспитание, форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

 

Замещающими родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;

- лиц, имеющих судимость.

 

На воспитание в замещающие семьи передаются:

- дети, родители которых умерли;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы и др.

 

Необходимы документы для того, чтобы принять детей на воспитание в замещающие семьи указаны в таблице 1.

 

Таблица 1

Приёмная семья

Опекунская семья

Патронатное воспитание

 

заявление

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители

свидетельство о заключении брака - в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей)

сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год

 

заявление

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в опекуны (попечители)

автобиография кандидата в опекуны (попечители)

одна фотография заявителя размером 30 x 40 мм

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в опекуны (попечители), а также членов семьи кандидата в опекуны (попечители)

документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания назначения опеки (попечительства)

письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) - в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, заболевание и другие)

свидетельство о заключении брака - в случае, если кандидат в опекуны (попечители) состоит в браке

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в опекуны (попечители), проживающих совместно с ним

заявление

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в патронатные воспитатели

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность совершеннолетних лиц проживающих совместно с кандидатом в патронатные воспитатели

 

 Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, опекуны, патронатные воспитатели, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни указанных кандидатов. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.

Если Вы желаете принять детей на воспитание в приемную семью, то Вам также будет необходимо пройти соответствующее обучение (подготовку) в социально-педагогическом центре г. Витебска, включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов для приёмных родителей и после получения результатов психологической диагностики кандидатов в опекуны, отдел по образованию предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

Для принятия детей под опеку в семью, не имеющую с несовершеннолетним кровных родственных связей, необходимым условием является прохождение психологической диагностики кандидата в опекуны.

После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители, опекуны (попечители) обращаются сектор охраны детства отдела по образованию администрации Первомайского район г.Витебска с заявлением о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).

 

По всем интересующим вопросам обращайтесь в отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска.

Адрес: г.Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14 (каб.508-510).

Контактные телефоны 8 (0212) 64-33-50, 64-33-59, 64-33-68.

свернуть

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА»

Прокуратура города в преддверии Рождественских празднико  и «Старого Нового года» обращает первостепенное внимание на вопросы обеспечения безопасности детей.

В настоящее время различными органами и учреждениями проводятся многочисленные профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними, тем не менее, важно, чтобы необходимую информацию до детей донесли и сами родители, ведь, зачастую, тем же школьникам уже известны те или иные меры безопасности, однако они ими пренебрегают.

Здесь, прежде всего, речь идет о правилах пожарной безопасности при использовании свеч, бенгальских огней, петард, фейерверков.

Так, 31 декабря 2018 года малолетний К., 2013 года рождения, в результате использования пиротехнического изделия получил термический ожог пламенем. 1 января 2019 года ученик 4-го класса Е., 2009 года рождения, доставлен в больницу с взрывной травмой кисти, переломами ногтевых фаланг.

Также несовершеннолетним следует напомнить о правилах поведения зимой на открытых водоемах (тонкий неокрепший лед может стать причиной трагедии); о соблюдении правил дорожного движения и о внимательности на дорогах (на том же пешеходном переходе пешеход может быть прав, но будет ли в этом смысл, если он не учтет дорожную обстановку или понадеется на законопослушность водителя?).

Нужно отметить, что важную роль в обеспечении безопасности играет занятость несовершеннолетних, в первую очередь, из неблагополучных семей; исключение фактов оставления малолетних детей дома без присмотра, а также обеспечение сопровождения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в темное время суток (с 23 до 6 часов) вне жилища.

Во избежание негативных примеров прокуратура города обращает внимание родителей несовершеннолетних и работников учреждений образования на необходимость регулярного напоминания детям о соблюдении правил безопасного поведения и призывает несовершеннолетних строго следовать этим правилам.

свернуть

Предотвращение травматизма!!!

Зачем нужны фликеры?

«Автомобильное кресло - залог детской безопасности!»

ДЕТСКОЕ АВТОКРЕСЛО - необходимая вещь для каждого родителя-автомобилиста, призванная обеспечить безопасность и удобство детей в возрасте до двенадцати лет во время дорожного движения. Важность детского автомобильного кресла подчеркивается законодательством, в котором строго оговаривается запрет на перевозку детей в возрасте до двенадцати лет без специальных удерживающих устройств.

Специалисты утверждают, что по статистике в семидесяти процентах аварийных ситуаций детское автомобильное кресло сохраняет жизнь ребенку. А при небольших аварийных ситуациях оно способно почти на сто процентов предотвратить травму несовершеннолетнего.

В первую очередь, детское автомобильное кресло должно удовлетворять требованиям комфортности – ребёнку должно нравиться сидеть в этом кресле. Только в этом случае никто и ничто не будет отвлекать водителя от его дела, а мысли не будут заняты заботами о ребёнке. Он будет уверено и спокойно вести машину, а это и есть основное условие безаварийного движения.

Сегодня широко распространено заблуждение по поводу того, что самое безопасное место для ребёнка в автомобиле – это руки матери. Но учеными было установлено, что при резком торможении автомобиля на скорости шестьдесят километров в час вес находящихся в машине предметов увеличивается в более чем тридцать раз. Сможете ли вы удержать ребёнка на руках при таких условиях в момент неожиданности? Поэтому, чтобы обезопасить своего ребенка, вам нужно закрепить детское автокресло (а не просто перебросите ремни безопасности, чтобы вас не оштрафовали).

При выборе детского автомобильного кресла убедитесь, что вы сможете его жестко закрепить в своём автомобиле. Важно выбирать и покупать детское автокресло вместе. Постарайтесь объяснить малышу, что это его персональное место в машине, благодаря которому все будут чувствовать себя безопасно и хорошо. Если вы правильно построите разговор, и при этом само сидение понравится малышу, то ребёнок сам будет просить вас усаживать его именно в его собственное кресло. За несколько поездок ребёнок привыкнет и начнёт получать удовольствие от автокресла, в котором можно играть, рассматривать окружающий мир или картинки в книжке и даже спать.

Помните, что ваша ответственность перед ребенком – обеспечить его безопасность.

свернуть

Памятка для родителей по правилам дорожного движения!

 

«Обучение детей наблюдательности на улице» 

- Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

- Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.

- При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

- При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

- Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

- Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

- Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

- Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

- Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП. 

- Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!

свернуть

Осторожно, инфекция!

Большинство детей и взрослых осенью чаще всего заболевают гриппом и другими ОРВИ. Многие пытаются справиться с недугом самостоятельно, что нередко приводит к развитию осложнений. Лечение вирусной инфекции должно проводиться грамотно и включать правильный подбор терапевтической тактики с учетом всех особенностей заболевания.

Распространенные заблуждения

Если начинается насморк, повышается температура тела и возникает общая слабость, то некоторые полагают, что достаточно выпить чай с медом, принять аспирин, сделать растирания, подышать горячим паром и лечь спать, как на утро все пройдет. Однако такое лечение вирусной инфекции в лучшем случае может лишь временно избавить от неприятных симптомов, после чего болезнь возвращается с новой силой. Причем к выделениям из носа присоединяется кашель, потеря аппетита, нарастают признаки интоксикации и значительно повышается вероятность возникновения бактериальной инфекции. Лечить острое респираторное вирусное заболевание только вспомогательными методами – значит серьезно рисковать своим здоровьем. Наиболее грозными осложнениями неправильного лечения вирусной инфекции являются: затяжной синусит, бронхит и пневмония, в том числе с дальнейшим образованием хронической формы данных болезней.

Профилактика вирусной инфекции

Почти все знают, что с наступлением осени следует тепло одеваться, избегать большого скопления людей, чаще мыть руки, побольше гулять на свежем воздухе, активно двигаться и принимать витамины. Подобные меры помогают от заражения острыми респираторными вирусными инфекциями, но далеко не всем и не всегда. Важное место в профилактике ОРВИ отводится укреплению защитных сил, в том числе формированию специфического иммунитета. На фоне неблагоприятной экологической обстановки почти не осталось тех, кто не заражается в эпидемический сезон вирусными инфекциями, и все меньше наблюдается людей, перенесших ОРВИ без осложнений. Поэтому в осенний период желательно пройти вакцинацию от гриппа. 

свернуть

Это должен знать каждый!

Информация для родителей «Это должен знать каждый»

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: 

множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы.

Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: 

открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

 

Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.  Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

свернуть

Советы родителям выпускных групп!

 Если Вы – родитель будущего первоклассника, Вам просто необходимо знать, готов ли Ваш ребенок к школе. Ответ на этот вопрос осложняется полным непониманием сути подготовленности ребенка к школе, которое встречается сплошь и рядом. На вопрос: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» многие мамочки с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребенка к школе – намного более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать. О том, что такое психологическая готовность ребенка к школе, мы сегодня и поговорим!

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.

Разные психологи называют эти составляющие по-разному и выделяют разное их количество. Тем не менее, без наличия определенных признаков, составляющих суть психологической готовности ребенка к школе, невозможно его нормальное обучение.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.

Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе, можно подумать, что это то самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем.

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.

Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру – он развивает свое аналитическое мышление.

Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.

Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанные на карте клад.

Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.

Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

Личностно-социальная готовность ребенка к школе

Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роди школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.

К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.

Зачастую отсутствие этого компонента психологической готовности ребенка к школе выражается в его неспособности сделать домашнее задание в паре. Обычно это ярко выражено у детей, не ходивших в детский сад, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта разруливания конфликтных ситуаций и принятия совместных решений.

Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Если у Ваш домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.

свернуть

Полезные сведения из "Образовательных стандартов дошкольного образования".

5.4. Требования к организации образовательного процесса

5.4.1. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, законные представители воспитанников, педагогические работники.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. Общая продолжительность каникул, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся, составляет 110 дней: летние - 90 календарных дней; зимние - 10 календарных дней; весенние - 10 календарных дней. В период каникул проводится физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

5.4.2. Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом дошкольного учреждения.

5.4.3. Образовательный процесс осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

5.4.4. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, дежурство и другие.

При организации образовательного процесса в группах первого раннего возраста (до одного года) проводятся индивидуальные игры в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями воспитанников.

5.4.5. Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников - это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Нерегламентированная деятельность воспитанников - это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.

5.4.6. Образовательный процесс осуществляется в группах (подгруппах) или индивидуально.

Воспитанники объединяются в группы:

общего назначения:

первого раннего возраста (до 1 года);

второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

первую младшую (от 2 до 3 лет);

вторую младшую (от 3 до 4 лет);

среднюю (от 4 до 5 лет);

старшую (от 5 до 7 лет);

разновозрастную (от 1 года до 7 лет);

санаторные:

первого раннего возраста (до 1 года);

второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

первую младшую (от 2 до 3 лет);

вторую младшую (от 3 до 4 лет);

среднюю (от 4 до 5 лет);

старшую (от 5 до 7 лет);

разновозрастную (от 1 года до 7 лет);

интегрированного обучения и воспитания;

специальные группы.

5.4.7. Наполняемость групп не должна превышать:

первого раннего возраста - 7 воспитанников;

второго раннего возраста - 10 воспитанников;

первой младшей - 15 воспитанников;

второй младшей - 20 воспитанников;

средней - 20 воспитанников;

старшей - 20 воспитанников;

разновозрастной - 12 воспитанников;

санаторной первого раннего возраста - 10 воспитанников;

санаторной второго раннего возраста - 10 воспитанников;

санаторной первой младшей - 10 воспитанников;

санаторной второй младшей - 15 воспитанников;

санаторной средней - 15 воспитанников;

санаторной старшей - 15 воспитанников.

Группы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей в возрасте до трех лет и для детей в возрасте от трех до восьми лет.

Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:

ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (ребенок с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащий, или незрячий, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием));

не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении));

не более двух лиц с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.

Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:

не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащие, или незрячие, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием));

не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении));

не более трех лиц с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.

Наполняемость специальных групп составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 12 воспитанников;

для неслышащих детей - 6 воспитанников;

для слабослышащих детей в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 8 воспитанников;

для незрячих детей - 6 воспитанников;

для слабовидящих детей в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с амблиопией в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с косоглазием в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для слепоглухих детей - 2 воспитанника;

для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с ранним детским аутизмом - 6 воспитанников;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 8 воспитанников;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) - 3 воспитанника;

для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью - 6 воспитанников;

для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью - 4 воспитанника;

для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями - 4 воспитанника, а в случае, если в этой группе есть один воспитанник с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), - 3 воспитанника.

Учредитель дошкольного учреждения может устанавливать меньшую наполняемость групп в порядке, установленном законодательством.

5.4.8. Для получения информации об эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также о динамике развития, успешности воспитания и обучения воспитанников дошкольных учреждений проводится психологическая и педагогическая диагностика.

При оказании психологической помощи применяются методы и методики психологической диагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, психологической профилактики, психологического просвещения, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

При оказании психологической помощи педагог-психолог информирует законного представителя несовершеннолетнего о целях, формах и методах оказания психологической помощи, а также о наличии у него права отказаться от предлагаемых методов оказания психологической помощи, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010, N 170, 2/1708).

Педагогическая диагностика осуществляется воспитателем в тесном сотрудничестве с другими педагогическими работниками. На основе результатов диагностики воспитателем и педагогом-психологом дошкольного учреждения составляется характеристика на воспитанника. В ней указываются:

  • дата заполнения;
  • сведения о воспитаннике и его семье: фамилия, имя собственное ребенка, дата и год рождения, возраст на момент обследования, домашний адрес, фамилия и инициалы законных представителей воспитанника, их образование, род занятий, состав семьи, материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные);
  • данные о готовности воспитанника к обучению на первой ступени общего среднего образования: характеристика физического, социально-нравственного и личностного, познавательного, речевого, эстетического развития;
  • заключение.

Характеристика подписывается воспитателем, педагогом-психологом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

5.4.9. Планирование образовательного процесса осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

свернуть