Советы психолога

Как снять напряжение после детского сада

Как бы хорошо ни было ребенку в детском саду, он все равно устает от него. Малыша утомляют не только игры и занятия, но и постоянное присутствие большого количества людей. Поэтому бежать после сада на другие занятия - в музыкальную школу или на курсы подготовки к школе, нельзя. Такое напряжение нервной системы ребенок еще не в силах выдержать. Излишнее возбуждение проявится головной болью, беспокойным сном, апатией и усталостью, и как следствие, снижением иммунитета и болезнями. Если малыш уже занимается где-то, лучше в эти дни забирать его из детского сада пораньше.

  • Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться.
  • Ребенок скучает по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени побыть с ним вдвоем.
  • Постарайтесь не слишком спешить домой - старайтесь, чтоб ваш малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Небольшая прогулка позволит ребенку перейти в вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Дети очень ценят прогулки вдвоем.
  • Понаблюдайте за ребенком - к чему он инстинктивно стремиться, возвращаясь домой.Это либо музыка, домашние животные, аквариум, игрушки, брат или сестра, книги. Все это является для него источником расслабления.
  • Одна из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься и расслабиться. Вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками. Если днем ваш ребенок "тихоня", а вечером - "дикарь", хорошо помогает снять напряжение и даст выход деструктивной энергии игра "Рвакля". Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, вообще делать с ней что угодно, а потом бросать ее в корзину. Если ребенок в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановиться, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является "Грибник"Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Затем попросить ребенка собрать все грибы в корзину. Собранные грибы можно сортировать по цвету, форме, размеру... К одному из предметов можно прикрепить записку или картинку с дальнейшим планом вечера :"Давай почитаем?", "Поможем папе?"...
  • Почти всем детям помогают справиться с напряжением игры с водой. Игры в воде подчиняются общему правилу, они должны быть  нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губками: смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку "дождик" из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов; просто дать 2-3 баночки, и пусть переливает водичку. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.
  • Попробуйте исключить телевизор и компьютер из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе спокойную музыку с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий день.
свернуть

Педагог - психолог в учреждении дошкольного образования

   Педагог - психолог Радченко Татьяна Константиновна окажет Вам необходимую психологическую помощь, ответит на интересующие Вас вопросы.

   Консультации для родителей: понедельник 17.00 - 18.30.

   В первую очередь целью деятельности педагога – психолога в учреждении дошкольного образования является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.

   Педагог-психолог занимается вопросами, связанными с развитием познавательных процессов детей, особенностями развития их эмоционально – волевой сферы, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми и т.д. 

   Родители часто не могут чётко сформировать проблему, с которой они обращаются к педагогу - психологу. Педагог - психолог не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И педагог - психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив и т.д.

   Когда  вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная - неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит  путь своих родителей, их способности и склонности, разделять их интересы и т.д. Такие родители должны понимать, что у ребенка нет никаких «проблем» просто он другой, не такой как его мама или папа.

   Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм педагогов - психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка сообщается только родителям в индивидуальной беседе.

   Практика показывает, что непонимание  родителями роли педагога - психолога в учреждении дошкольного образования приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. 

   Хочется сразу разъяснить ситуацию педагог - психолог и психиатр, (с которым часто сравнивают) имеют существенные различия в родесвоей деятельности.

Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированное учреждение образования.

   Педагог - психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. 

   Основным методом работы педагога - психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, педагог - психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

   К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях учреждения дошкольного образования, на занятиях с педагогом - психологом, является недостаточным.

   Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро «сойдет на нет». Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с педагогом - психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

свернуть