Маршрут выходного дня

МАРШРУТ «Парк Победителей: красноречивая сага о подвиге»

«Парк Победителей: красноречивая сага о подвиге»

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст

Продолжительность по времени: 2-3 часа (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).

Маршрут следования: Дом - Площадь Победы- Парк Победителей- Дом

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:

1.Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

2.Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

3.Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

4.Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего города место – Площадь Победы.

Как ты думаешь, почему она так названа? Площадь Победы – одна из красивейших площадей города, самая большая площадь города и страны. Площадь Победы разделилась на: место памяти о годах войны и место для отдыха, развлечения, различных мероприятий.

В зоне памяти находится Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины , все жители нашего города Витебска называют его памятник «Три Штыка».

Прежде, чем нам спуститься вниз посмотри - нас, встречают солдаты. Как ты думаешь, что они нам хотят сказать? Почему ты так решил?

Одни из них хотят сказать нам о начале войны и зарождении партизанского движения. Это уходящие на фронт солдаты, одного из них провожает женщина. Рядом с солдатами молодые люди в гражданской одежде – символ зарождения партизанского и подпольного движения.

А кто такие партизаны, как ты думаешь? Партизаны это люди, которые уходили в лес, создавая партизанские отряды, чтобы мешать фашистам, продвигаться по нашей земле, городам и деревням. Немцы очень боялись партизан, пытались их захватить, даже бомбили леса, где прятались партизаны.

А кто такие подпольщики? Они жили в городах и сёлах вели обычный образ жизни, работали и втайне прямо под носом у врага они собирали сведения о вооружении врага, планах фашистов и передавали эти сведения партизанам или в Красную армию, чтобы те могли нанести удар по фашистам.

Город Витебск пережил 1083 дня оккупации  с 9 июля 1941 года по 26 июня 1944 года. Освобождён в ходе операции «Багратион».

Вторая группа солдат говорит нам о наступлении советской армии и освобождении. Изображены врывающиеся в город солдаты. Среди них знаменосец, женщина с ребёнком. Уроженец Витебщины капитан Мясоедов водрузил над городом красное знамя Победы. Воинов-освободителей встретило всего лишь 118 жителей из 180 тысяч проживавших до войны.

 

Между этими двумя памятниками начинается лестничный спуск с двумя бассейнами с фонтанами. Это символ слёз, пролитых матерями по не вернувшимся с войны сыновьям и дочерям. А движение воды символизирует вечное течение жизни, постоянное её обновление. 

В глубине мемориала три штыка-обелиска высотой 56м (это выше, чем 16-ти этажный дом - он около 48 метров), напоминающие о том, кто именно принимал участие в освобождении Витебска. «Три штыка» в честь героев Великой Отечественной войны: советских воинов на фронте, партизан в лесах  и подпольщиков в городах. Их единство и сплочённость показывает лента, которая обвивает все три штыка, соединяя  их между собой в одно целое. 

К площади повёрнут воинский барельеф, на котором изображены два бойца – символ двух фронтов(3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского). Между ними женщина-мать, провожающая бойцов из Витебска.

Второе изображение посвящёно партизанскому движению.

Третье изображение – подпольному движению. Партизаны и подпольщики сражались с фашистами в тылу врага: подрывали железную дорогу, чтобы враги не могли получить новое оружие, уничтожали вражеские отряды, помогали нашим солдатам на фронте.

Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью "Слава героям".

Между штыками находится 5-тиконечная звезда и вечный огонь, который горит в память о погибших.

Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях.Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

Почтив память подвига советского народа у мемориала "Три штыка", неторопливо прогуляйтесь по Площади Победы  – самой большой белорусской площади.

Далее попадем в тот самый Парк Победителей

Парк Победителей – это парк в центре города. Расположен вдоль улицы Калинина, возле площади Победы. Площадь — около 4 гектаров. Живописное обрамление площади Победы в Витебске. Уютный, просторный, гармоничный – он дарит своим гостям ощущение умиротворения и безграничного счастья. Особенную романтику навевают завораживающие виды Витебска, которые рождаются в этом удивительном уголке города. А зеркальные воды Западной Двины, запечатлевая эту красоту, щедро открывают ее нашему сердцу. Парк Победителей отличается особым уютом и теплом - кажется, здесь и дышится легче, даже если Витебск будет окутан изнуряющим зноем. Гуляя по парку, вы не заметите, как пролетит время. Ведь в Парке Победителей вы не только сможете окунуться в удивительный мир впечатляющих видов Витебска. Парк Победителей - место, покоряющее сердца. Единожды прогулявшись по парку, вам захочется возвращаться сюда снова и снова. И не только потому, что здесь рождаются самые красивые в городе виды Витебска, но и потому, что здесь в каждой тропинке, в каждом уголке парка чувствуется связь поколений, а героический подвиг народа вновь и вновь воскресает в наших сердцах.

Подойдя к началу аллеи, обратите внимание на монумент со звездой (был возведен в  2010 году в преддверии празднования 65-ой годовщины из 13 единиц боевой техники времен Великой Отечественной войны и послевоенного времени).

 

Далее маршрут проходит по аккуратным, выложенным плиткой, дорожкам мимо военной техники.

Расскажите, что здесь установлены образцы военной техники, находившейся на вооружении воинских частей.

 

Рассмотрите с ребенком военную технику, уточняя, знает ли Ваш ребенок какую-нибудь модель (танк, гаубица, БТР-бронетранспортёр, пушка, БМП – боевая машина пехоты, БМД – боевая машина десантников, ракетный комплекс).

 

Обратите внимание ребенка на внешний вид машин, попросите назвать, чем они похожи,  в чём различия.

В Парке Победителей можно увидеть скульптурную композицию воинам-десантникам. Ее автор витебский скульптор Иван Казак. На котором располагаются эмблема ВДВ и барельефы генералов Ивана Лисова и Героя Советского союза Василия Маргелова), которые уже в первые дни Великой Отечественной войны вступили в схватку с фашистскими захватчиками. Без поддержки танков, артиллерии, авиации они мужественно сражались с фашистами и не пропустили противника вглубь нашей страны.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть либо выбрать более активную  форму отдыха (в летний период) посещение развлекательных аттракционов. Центром внимания которых - Колесо обозрения.

 

 

 

 

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

А чтобы вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем вам    дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

 

Желаем вам приятно провести время!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.      Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,         Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,           Ладонь вверх, пальцы растопырены,    

Сильными и смелыми.сжимаются и разжимаются.  

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»    

Пальцы эти — все бойцы

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых.

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца- храбреца,

Два — сметливых молодца.              Два—героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.                Два мизинца — коротышки-              Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять –

Будем молодцов считать.

Пальцы встали дружно в ряд.

Десять крепеньких солдат.

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Сжимают и разжимают пальцы.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

Показывают указательные пальцы.

Показывают средние пальцы.

Показывают безымянные пальцы.

Показывают мизинцы.

Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

Сжимают и разжимают пальцы.

Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.

Хлопают в ладоши.

 

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова)

***

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 ***

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 Н. Найденова

 ***

Я мечтаю стать солдатом

Я мечтаю стать ребята

Замечательным солдатом.

Охранять свою страну,

Маму — мамочку мою.

Арсенал мой небольшой

Танк военный заводной.

Автомат, гранаты есть.

Отдаю я папе честь!

Ирина Червякова

***

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

 ***

Клятва мальчиша

Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?

Я хочу солдатом в армии служить!

Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;

Сильным, ловким, смелым мне придется стать.

Я свою Отчизну от лихих врагов,

Не жалея жизни, защищать готов!

Если станет серым небо над страной,

Окажусь я первым на передовой.

Мне бы только надо вырасти скорей,

Чтобы стать солдатом армии своей!

Примерные задания после завершения прогулки:

-предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;

-сделайте вместе с ребенком поделку танка (можно использовать губки для мытья посуды).

 

свернуть

Маршрут парк Мазурино

Адрес: г.Витебск, улица Мазуринская 1, парк имени Советской Армии

Рекомендуемый возраст ребёнка: 2-7 лет

Описание:

Парк «Мазурино» или Парк Советской Армии стал одной из главных достопримечательностей Витебска. Место нравится, как любителям спокойного размеренного отдыха, так и активно занимающимся спортом. Лесная зона насквозь прорезана дорожками для бега, а зимой накатанной лыжней. Благодаря чистому свежему воздуху и близости к реке Западная Двина, парк стал излюбленным местом время препровождения со всей семьей у горожан.

Парк открыли в 1946 году в районе села Мазурино. Поэтому ему дали такое название. Создавали его по средствам десантных войск местного гарнизона. Именно благодаря их вкладу так быстро разрослась зеленая зона. Теперь в тени высоких берез, кленов, ясеней, дубов можно укрыться от летнего зноя. А весной посетителей радует насыщенный аромат цветущей сирени.                                                                                                                                 В 1976 году его переименовали в парк Советской Армии. И относительно недавно эту территорию включили в состав центра культуры «Витебск». В дни государственных, народных праздников тут устраивают концерты и различные развлекательные мероприятия. Для этого в парке оборудована открытая сцена для выступлений.

По выходным тут устанавливаются палатки с сувенирами и товарами ручной работы. Попкорн, сладкая вата и мороженое — все как в детстве. Многие посетители замечают незабываемую атмосферу этого места. Она настолько особенная, что сюда хочется возвращаться вновь и вновь. 

 Развлечения в парке «Мазурино» 

Территория парка «Мазурино» достаточно обширная, но заблудиться тут при всем желании не получится. Перед входом висит подробная карта. На ней изображены две главных аллеи «Центральная» и «Южная», а также множество более мелких тропинок.             В парке легко арендовать спортивный инвентарь, как летом, так и зимой. Велосипеды, ролики, скейтборды, мячи и лыжи всех размеров. Для интеллектуального отдыха предоставляют всевозможные настольные игры: нарды, шахматы, шашки, домино, лото. Также есть дартс, настольный теннис, бадминтон. В летний сезон от пристани по реки ходит небольшой прогулочный катер. Его маршрут до площади «Победы» и обратно. Остановка расположена рядом с кафе «Славяночка» и пунктом проката.

   

Недалеко отсюда есть свой маленький песчаный пляж для купания. На нем установлены кабинки для переодевания. В остальном пляж не особо ухожен. Развлечение для активного отдыха — веревочный парк «Дикий Запад». Организаторы попытались воплотить дух той эпохи. Были построены тематические индейские вигвамы и беседки в стиле домиков из вестернов.

Для досуга детей и взрослых на деревьях натянуты веревки и смонтированы навесные островки. Ограничений по возрасту нет, но зато есть ограничение по весу. Пройти маршрут возможно людям до 150 килограмм. Такой отдых совершенно безопасен из-за системы страховки. Для разных возрастов веревки натянуты на определенной высоте.

Перед тем как отправиться к памятному месту:

сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

расскажите о правилах поведения на природе, в парке.

Содержание маршрута:

Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.

Обратите внимание ребенка на вид местности, на погоду. 

Прогуливаясь по парку обратите внимание ребенка на различные виды досуга, что можно покататься на карусели, посетить веревочный городок, что много различного спортивного инвентаря, просто прогуляться по лесу и подышать свежим и чистым воздухом.

Расскажите ребенку, что парк «Мазурино» это отличное место для отдыха всей семьи в любое время года, что здесь можно отметить День рождения и летом покататься на пароходе.

По дороге домой задайте ребенку вопросы:   

Понравилась ли прогулка выходного дня? Попросить назвать то, что запомнилось больше всего.

 

свернуть

Маршрут «По дороге в ботанический сад»

Маршрут выходного дня «По дороге в ботанический сад».

Уважаемые родители!

У каждого из нас есть своя малая родина. Прежде всего – это город, в котором мы родились, Витебск, где находится наш дом, где живёт наша семья, близкие. Это место, куда человеку всегда захочется вернуться.

Если мы хотим, чтобы наши воспитанники всегда помнили, откуда они родом, гордились тем, где они родились, мы предлагаем Вам маршруты выходного дня, чтобы с их помощью Вы знакомили своих детей с городом, общались семьёй, приятно проводили время, а заодно и сами узнавали тайны и загадки древнего города, воспитывая маленьких патриотов большой страны.

Предлагаем Вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший (5-6 лет)

Участники маршрута: дети, родители

Оборудование: путеводитель по маршруту, мобильный телефон, фотоаппарат, одежда по сезону.

Рекомендации для законных представителей. Предварительная работа.

Содержание маршрута:

Расскажите ребёнку о правилах безопасного поведения на улицах города, в транспорте, используя для этого соответствующие ситуации в домашней обстановке, на улице, в путешествии.

Понаблюдайте с ребёнком за перекрёстком. Расскажите, кто (или что) регулирует движение на перекрёстке, обратите внимание на участников движения.

Покажите ребёнку способы безопасного перемещения по городу в течение маршрута (подземный переход). Объясняйте ребенку все, что происходит вокруг, комментируйте, почему нужно поступать так, а не иначе.

Важно помнить: Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность, если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, выполняйте их сами.

Памятка по безопасности жизнедеятельности

ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

  • ожидать автобус разрешается только на специальных посадочных площадках (остановках), не выходя на проезжую часть, а где их нет – на тротуаре или обочине.
  • необходимо быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть тебя на дорогу).
  • посадку в общественный транспорт начинай только после полной остановки транспортного средства. Не запрыгивай в транспорт в последний момент, Вас может прищемить дверями.
  • пассажиры не должны отвлекать водителей во время движения.
  • входить и выходить из автобуса и троллейбуса разрешено после полной остановки.
  • садиться в транспорт и выходить из него можно только со стороны тротуара или обочины, и обязательно после полной остановки транспортного средства.
  • заходи в городской общественный транспорт только через заднюю площадку, а выходи через переднюю.
  • в транспорте необходимо держаться за поручни. 
  • при выходе из общественного транспорта сразу же проходи на тротуар. Если нужно перейти дорогу, иди к ближайшему переходу.
  • выйдя из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, маршрутного такси) не обходи его ни спереди, ни сзади, а дождись когда автобус отъедет, и только потом переходи дорогу правильно.
  • если в салон заходят пожилые пассажиры, школьники должны уступить им место.
  • Стоящий автобус или троллейбус обходите сзади, трамвай – спереди.

Желаем безопасных поездок и счастливого пути!

Шаг 1

Объект: Маршрут. Улица. Дорога. Светофор.

Беседа «Что такое маршрут».

Расскажите ребёнку о том, что дорога начинается прямо у крыльца дома и от того, с какой целью мы выходим, мы строим маршрут передвижения.

По дороге вместе со дошкольниками, проходя путь от дома до конечного пункта и обратно, взрослые отмечают наиболее безопасные варианты, указывают опасные варианты.

Дидактическая игра «Загадки».

Маршрут.

От дома начинается,

У дома и кончается.

Улица.

В два ряда дома стоят — 10, 20, 100 подряд.

И квадратными глазами друг на друга всё глядят.

Дорога.

Если б встала,

До неба б достала.

Тротуар.

Здесь не катится автобус, здесь трамваи не пройдут.

Здесь спокойно пешеходы вдоль по улице идут.

Для машин и для трамвая путь – дорога есть другая.

Светофор.

Стой! Машины движутся! Там, где сошлись пути, Кто поможет улицу Людям перейти?

Он имеет по три глаза, По три с каждой стороны, И хотя ещё ни разу Не смотрел он всеми сразу - Все глаза ему нужны. Он висит тут с давних пор. Что же это? …

Обязательно обращаем внимание ребёнка, что есть светофоры для пешеходов и для водителей.

Шаг 2. Объект: Перекрёсток. Зебра. Остановка. Транспорт.

Дидактическая игра «Загадки»

Перекрёсток.

Две дороги долго шли И друг к дружке подошли. Ссориться не стали, Пересеклись и дальше побежали. Что это за место, Всем нам интересно.

Зебра.

Этот знак такого рода: он на страже пешехода.

Переходим с мамой вместе мы дорогу в этом месте.

Остановка.

Наш автобус ехал-ехал, 

И к площадочке подъехал. 

А на ней народ скучает, 

Молча транспорт ожидает.

Транспорт.

Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином... (Автобус).

Спозаранку за окошком - Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома.

Добегают до окраин, А потом бегут назад. Впереди сидит хозяин И ногою бьет в набат.

Поворачивает ловко Рукоять перед окном. Там, где надпись "Остановка", Останавливает дом.

То и дело на площадку Входит с улицы народ. А хозяйка по порядку Всем билетики дает… (Трамвай).

Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками … (Троллейбус).

Небольшая, удалая, И водитель точно знает, Где кому притормозить, Угодит он — так и быть! Довозит минута в минуту По городу эта … (Маршрутка).

Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в транспорте».

  • Садиться в транспорт надо на… (остановке).
  • Можно запрыгивать в движущийся транспорт или выходить из него, когда он движется? (Нельзя). Почему? (рассуждения ребёнка: потому что это опасно).
  • Что мы должны сделать сразу, как только вошли в транспорт? (оплатить проезд, купить билет).
  • Как мы ведём себя в транспорте? (спокойно, не кричим и не разговариваем громко).
  • Кому нужно уступать место? (пожилым людям, малышам, будущим мамам, людям с ограниченными возможностями).
  • Почему нельзя высовывать руки и голову в открытое окно? (рассуждения ребёнка: небезопасно).
  • Почему нельзя ходить по автобусу, во время движения? Как обезопасить себя от падения? (держаться за поручни).
  • Представь, что в автобус вошёл человек, и увидел, что водитель за рулём его друг. Как он должен поступить? Можно ли разговаривать с водителем во время управления транспортом? Почему?
  • Что будет, если взрослый попытается самостоятельно открыть дверь транспорта? Можно ли делать это? В каких случаях это делать разрешено?
  • Как мы выходим из транспорта? (осторожно, глядя себе под ноги и не толкаясь)

Шаг 3. Ботанический сад.

 https://vsu.by/platnie-uslygi/botanicheskij-sad-vgu-lm.html 

Рассказ взрослого «Что такое ботанический сад и зачем его придумали».

(Уточните у ребёнка, знает ли он, что такое ботанический сад, что изучает наука «биология»).

Ботани́ческий сад­ – это территория, на которой изучаются и демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света и различных климатических зон, которые не растут в самой стране.

История ботанического сада уходит корнями в глубокую древность.

Первый современный ботанический сад был заложен в начале XIV века.

В Западной Европе начало ботаническим садам положили монастырские сады, а в России – «аптекарские огороды».

(Задайте вопрос ребёнку: как ты думаешь, почему было дано название «Аптекарские огороды»? Зачем привозили растения из других стран?)

Ботанический сад есть в каждом городе, в каждой стране.

И он является не только местом отдыха горожан, но и учебной площадкой для тех, кто любит биологию.

В ботаническом саду работают люди, которые изучают редкие виды растений и их свойства, также здесь можно познакомиться с растениями, которые занесены в Красную книгу.

Ботанический  сад с радостью встречает и малышей, и школьников, и студентов университета. А взрослые, которые увлекаются разведением растений, могут купить саженцы деревьев и кустов, рассаду цветов.

Красота природы в любое время года делает это место популярным не только для прогулок. Сюда приходят художники и фотографы, чтобы запечатлеть красоту весеннего цветения, осенний листопад, зимний сад, окутанный снегом…

Поиграйте с ребёнком.

Дидактическая игра «Времена года».

Обратите внимание ребёнка на состояние природы в ботаническом саду. Уточните время года. Предложите назвать признаки.

Поинтересуйтесь у ребёнка, а какое время года было до, какое  будет после.

Выберите любое древо в саду (лиственницу, ель, осину, тд) и спросите, каким было весной, летом, зимой, осенью.

От имени дерева расскажите, нравится ли вам это время года и почему.

Дидактическая игра «С какого дерева листочек».

Предложите ребёнку отыскать дерево, с которого упал листочек.

Обратите внимание на расцветку, форму.

Дидактическая игра «Так бывает, или нет?».

- Кошка по небу летает.

- Мама дочку умывает.

- Волк на дереве сидит.

- А по морю плывёт кит.

- Сыр всю мышку покусал.

- Волк на зайчика напал.

- В шляпе варится компот.

- А по крыше бродит кот.

- Мы играем хорошо?

- Будем мы играть ещё?

- Зимой бабочка летает.

- Летом вьюга завывает.

- Спит в норе большой медведь.

- Маша может песни петь.

- Утром мы ложимся спать.

- Зимой любим загорать.

- Ласточка зерно клюёт.

- Гриб на дереве растёт

- Десять – это три и пять

- Будем мы ещё играть?

- Ёж всё лето сладко спит

- Медведь ульи ворошит.

- Совы ночью спят в дупле

- Растут шишки на сосне.

- Может твёрдой быть вода.

- Где- то горы изо льда.

- У пингвина есть птенец.

- А теперь игре конец!

Подвижная игра «Вершки и корешки».

Предложите ребёнку поиграть.

Называйте ребёнку овощи, цветы, фрукты, деревья. Пусть он показывает движениями, где он произрастает, если на земле ­­­вытянет руки вверх, если под землёй присядет.

 Дидактическая игра «Фото на память» Играют двое. Один исполняет роль камеры, другой – оператора. Камера закрывает глаза, и оператор ведет ее к какому-либо интересному месту. Камера «включается» (открывает глаза, когда оператор ее касается) и в течение 3-5 секунд «делает снимок» (запоминает), после чего «выключается» (закрывает глаза). Можно сделать несколько снимков, а после отправляться «проявлять» фотографии – рисовать все, что запомнилось. Потом оператор и камера могут поменяться ролями.  

Дидактическая игра «Звуки леса» Играют все желающие. Участники игры садятся, закрывают глаза и в течение 3 – 5 минут слушают все лесные звуки и шорохи вокруг себя. Потом обсуждают, что они слышали. Можно попросить их нарисовать тех, кому эти звуки принадлежат. 

Дидактическая игра «Найди свое» Играют два человека, ребёнок и взрослый. Повяжите на глаза ребенка повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву в зоне видимости с места где вы находитесь. Вести ребенка к дереву можно любыми путями, чтобы запутать игрока. Помогите «слепому» игроку исследовать дерево. Спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?». Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.  

Художественное слово «Послушай».

Прогуливаясь по аллеям ботанического сада предложите ребёнку послушать стихотворения о природе. 

Осень

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес… (А.Н. Майков)

По возвращении с прогулки вспомните, как вы играли в  игру «Фото на память»  и нарисуйте или сделайте аппликацию, чтобы «проявить» на бумаге самую лучшую фотографию.

Спасибо за внимание!

Самых счастливых моментов!

свернуть
Меню раздела