Рекомендации музыкального руководителя

Добро пожаловать на страничку музыкального руководителя!

 

Мультфильмы про музыкальные инструменты

Консультация для родителей «Как слушать музыку с ребенком?»

Музыка – это волшебный мир. При правильном знакомстве с музыкой происходит всестороннее развитие личности ребенка: развивается эмоциональная сфера, сенсорные способности, расширяется кругозор, а также, при правильном подходе, развивается интеллект, формируется логическое мышление, развиваются творческие способности.

Вот несколько советов для тех, кто решил взяться за это увлекательное занятие и начать слушать музыку вместе с ребенком.

  1. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка слушать музыку насильно!Если ребенок устал, не в настроении или просто увлекся своей любимой игрой, не стоит насильно тащить его к магнитофону или компьютеру, дабы начать знакомиться с классической музыкой. Будьте терпеливы, отложите знакомство с прекрасным на более позднее время. Помните пословицу: «Насильно мил не будешь»? Самая первая и, пожалуй, одна из самых главных задач восприятия музыки детьми – формирование устойчивого интереса к восприятию музыки. Заставляя ребенка слушать излюбленное вами произведение, вы можете добиться тем самым противоположного эффекта: сформировать в ребенке устойчивую неприязнь к данному произведению и даже к музыке в целом. Так что, решайте, что вам важнее. Не торопитесь, будьте аккуратны и тактичны. У ребенка могут быть свои интересы. Умейте договориться.
  2. Музыка должна быть подобрана соответственно возрасту ребенка.

Конечно, вам наверняка хочется поделиться со своим ребенком впечатлениями от прослушанного реквиема или увертюры, однако, детям раннего или младшего дошкольного возраста такая музыка вряд ли подойдет. Не стоит начинать знакомство с музыкой с крупных сонатных форм, симфоний и ораторий. Такая музыка утомит ребенка, а, возможно, не сможет привлечь его внимания. Музыка для самых маленьких слушателей должна отличаться своей непродолжительностью, яркостью и эмоциональной привлекательностью, должна вызывать положительные эмоции и чувства, и ни в коем случае не пугать своим звучанием.

С малышами лучше всего слушать небольшие музыкальные произведения программного характера (то есть музыкальные произведения, имеющие название, например «Котик заболел», «Котик выздоровел», «Кукла», «Лошадка» и т. д.). Если хорошенько присмотреться к творчеству великих композиторов, то у многих из низ есть музыкальные произведения, написанные специально для детей, взять хотя бы «Детский альбом» П. И. Чайковского. Вот с них то и начните. Также идеальным вариантом для совсем юных слушателей будет русская народная музыка: небольшие песенки, игры, потешки, пестушки, колыбельные. Это знакомые всем песни про Сороку-ворону, Кота-воркота, Зайку трусишку и Лису Потрикеевну. Не стесняйтесь и пропойте эти песенки своему ребенку сами!

С самого рождения малыша привлекают различные звуки. Чем разнообразнее будут эти звуки, тем лучше. Однако, следует избегать слишком резких или слишком громких звуков, которые могут напугать малыша. Этого же правила следует придерживаться и при знакомстве с музыкой для совсем юных слушателей. Крох привлекает прежде всего веселая светлая музыка, без резких звуков, звучащая не слишком громко. Именно такая музыка пробуждает у малышей интерес, вызывая яркий эмоциональный отклик. Таким образом, музыка для детей от рождения до 2-3 лет должна быть яркой, веселой, приятной на слух. Уже в более позднем возрасте можно аккуратно знакомить детей с произведениями грустного характера, а в 5-7 лет – знакомить со всей гаммой различных оттенков настроений, переданных с помощью музыки (скорбь, печаль, раздумье, волнение, тоска, страх, радость, восторг, ожидание и т. д.). Но не забывайте, что темных унылых красок не должно чересчур много.

  1. «Лучше меньше, да лучше». Этот совет надо постоянно повторять всем тем, кто любит оставлять магнитофон включенным на весь день. При этом значение самой музыки обесценивается, она становится простым шумовым раздражителем, фоном. Пользы от такого прослушивания мало. Лучше слушать музыку с ребенком 5-10 минут, по несколько подходов за день и каждый день. При этом музыка не должна надоедать: постоянно меняйте репертуар, тем не менее, возвращаясь по желанию ребенка к уже ранее прослушанным понравившимся шедеврам.
  2. Для развития чувства ритмаможно при прослушивании танцевальной или просто ритмичной музыки прохлопывать ритм, хлопая в ладоши или ударяя ладошками по коленкам, прищелкивая или топая ногами.
  3. Для развития кругозора ребенкабудьте готовы рассказать ему как можно больше о музыке, подготовьтесь сами, посмотрев информацию в Интернете или энциклопедии:

о композиторе произведения;

откуда произошло название произведения?

о жанре произведения;

о его форме;

о стране, где жил композитор;

о стиле музыки;

о происхождении жанра;

о том, какие музыкальные инструменты исполняют данное произведение.

И конечно, еще существует много вопросов, которые может неожиданно задать вам сам ребенок.

  1. Чтобы развить логику и мышление, задавайте ребенку как можно больше вопросов о музыке, пытайтесь создать проблемную ситуацию. Вопросы должны начинаться со слов: «как ты думаешь, … а почему?» Почему композитор так назвал музыку? Почему произведение быстрое? Почему колыбельные всегда такие медленные? Какой характер у марша? Почему в произведении композитор использовал скрипку, а не барабан? Что было бы, если бы колыбельные песни исполняли громко и быстро? И т. д. и тому подобное.

Задавайте вопросы о характере музыке, средствах музыкальной выразительности и изобразительности. Что изображает музыка? С помощью каких средств композитору удалось передать этот образ? Уже с 4-5 лет детям можно давать слушать произведения, состоящие из двух-трех частей, контрастных по звучанию. Пусть ребенок сравнит части, найдет в них общее и различное. Полезно спрашивать ребенка, сколько частей он услышал в музыке? Не давайте ребенку готовых ответов на вопросы, пусть в нем проснется маленький исследователь, который САМ найдет ответ на поставленный вами вопрос. НИКОГДА НЕ СПЕШИТЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА РЕБЕНКА!

Полезно слушать музыкальные произведения, имеющие одинаковые названия, но различные по характеру. Например, попробуйте сравнить, как изображает времена года Петр Ильич Чайковский и Вивальди (цикл «Времена года»). Попытайтесь найти, что общего и что различного?

Приучайте ребенка к научному мышлению: пусть он учится выдвигать гипотезы и искать доказательства к ним.

  1. Не бойтесь экспериментировать!

Творите, творите и еще раз творите! Музыка не будет скучной, если применить к ней творческий подход! Помните, что музыку можно не только слушать, ее можно рисовать, выражать с помощью танца (движений, жестов, мимики, её можно озвучивать (оркестровка) и придумывать к ней театральную постановку, используя игрушки или членов семьи!

Возьмите краски и карандаши и попытайтесь вместе с ребенком изобразить на листке бумаге, что вы представили во время просушивания музыки. Нарисуйте, как болеет кукла (П. И. Чайковский «Болезнь куклы», как Баба Яга летит в своей ступе (М. П. Мусоргский «Баба Яга», как отважный Пер Гюнт шагает в пещере горного короля (Э. Григ «В пещере горного короля», как смелый Петя поймал Волка («Петя и волк» С. С. Прокофьев»). А какие чудесные картины можно нарисовать после просмотра балетов (П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», С. С. Прокофьев «Золушка»!

Если не нравится рисовать – попытайтесь придумать стихотворение к услышанной мелодии, сочинить рассказ или сказку.

Если ребенок подвижный и любит танцевать, пусть попытается передать характер музыки, музыкальный образ с помощью танцевальной импровизации. Пусть изобразит, как постепенно растет подснежник (П. И. Чайковкий «Подснежник», как рано утром на рассвете встает солнышко (М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро»). Также дети очень любят изображать игрушки, сказочных персонажей (П. И. Чайковский «Баба Яга», А. К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», животных (К. Сен-санс «Карнавал животных»).

Ваша фантазия может привести вас даже к созданию своего собственного домашнего семейного музыкального мини-театра!

Также можно придумать к прослушанному музыкальному произведению свою собственную оркестровку. Для этого вовсе не обязательно иметь дома настоящие музыкальные инструменты. Используйте детские погремушки и барабан, трещотки и детские пищалки. Если их нет под рукой, инструменты можно смастерить самим, насыпав в пустые пластиковые бутылочки или баночки различные наполнители: горох, пшено, орешки, пуговицы. Только помните про безопасность: если вы мастерите музыкальный инструмент для совсем маленького ребенка, следует проследить, чтобы бутылочка или баночка закрывалась крепко-накрепко, в противном случает кроха сможет её открыть и заглотать мелкие детали.

  1. Что бы вы не делали, это надо делать с душой и любовью! Помните, что основная ваша цель – получение удовольствия от общения с прекрасным миром музыки! Пусть ваш ребенок полюбит музыку, научится понимать ее и получать от нее наслаждение!

Подготовил муз.руководитель: Гоманькова Е.П.

свернуть

Как развить музыкальный вкус?

Безошибочных и верных на все случаи рецептов формирования музыкального вкуса нет и быть не может. Можно указать лишь общее направление, с тем чтобы каждый из родителей выбирал бы для своего ребёнка те методы и способы развития вкуса, которые более всего отвечали бы его индивидуальным наклонностям и практическим возможностям. Необычайно много даёт, например даже самое элементарное, на уровне любительства, знакомство с азами теории музыки и основами пения и игры на инструменте. Обучиться этому ничуть не труднее, чем овладеть навыками речи и письма на родном языке. Первое (знакомство с теорией) помогает ощутить целостность и красоту композиционной структуры там, где неподготовленный слух улавливает лишь обрывки мелодий, отдельные аккорды и чередования красочных пятен.

Благодаря второму (игре на инструменте, пению) ребёнок получает возможность оценить- пусть крайне приблизительно, но всё же предметно- степень трудности и мастерства исполнения. И то, и другое не только обостряет музыкальную восприимчивость, но и не позволяет ребёнку сохранять былую пассивность и вкусовое безразличие. Любое        встреченное им произведение он теперь непроизвольно «проверяет на музыкальность>>:мысленно сопоставляет с уже известными ему образцами, проигрывает его про себя.

Очень полезной сможет стать организация для ребёнка прослушивания музыкальных записей в обществе знатока родителя или иного слушателя, хорошо разбирающегося в музыке (его как-то не хочется именовать диск- жокеем, хотя мы имеем здесь дело с идеей дискотеки), непосредственно на неё откликающегося и умеющего передать своё состояние другим, побудить к достаточно глубокому и яркому эстетическому сопереживанию и тех детей кто ранее был менее восприимчив. Обязанность знатока в данной ситуации меньше всего заключается в каком- либо разъяснении или истолковании музыкального содержания. Его функция в данном смысле родственна актёрской: он должен олицетворять собой определённый тип установки и ценностного отношения к музыке, которое интуитивно перенимается ребёнком, заражает его и активизирует восприятие музыки.

Прекрасный способ повысить уровень музыкально-вкусовых предпочтений ребёнка заключается в том чтобы задуматься вмести с ним о музыкальных симпатиях и антипатиях хорошо известных людей. Это могут быть ваши друзья или выдающиеся деятели, с жизнью и вкусами которых хорошо знакомы в вашей семье. Вы обнаружите, что их музыкальные привязанности носят обычно не случайный характер, а образует какую- то более или менее стройную систему оценок, которая соответствует их человеческой сущности.

Существенная особенность воспитания музыкального вкуса заключается в том, что слова, какими- бы красноречивыми они ни были, помогают лишь до известного предела. Сильнее слов об искусстве убеждает само искусство. Только глубоко прочувствовав произведение, взволновавшись им, ощутив его действенную выразительную силу, ваш ребёнок может воспринять его превосходство над тем, чем он раньше незаслуженно восхищался. Поэтому так важно в домашнем музыкальном воспитании демонстрировать своему сыну или дочери настоящее, талантливое, высокохудожественное искусство. Из того, что выше говорилось об особенностях музыкального вкуса, следует, что воспитание его должно вестись по двум путям. Один-это непосредственное развитие музыкальных способностей приобщение к высоким образцам композиторского и исполнительского творчества. Другой путь- косвенный, когда родитель попутно оказывает музыкальное влияние на ребёнка, хотя и не ставит специальной педагогической задачи.

Чтобы воспитать у ребёнка хороший музыкальный вкус, нужно прежде всего попытаться вмести с ним слушать как можно больше музыки, не упуская возможности побывать на концерте, посмотреть музыкальный фильм, или «прокрутить» диск. Для развития музыкального вкуса нужно не просто слушать музыку, но и стремиться поглубже разобраться в ней, стараться побольше узнать об авторе об истории создания произведения, о его построении и выразительных средствах. Полезно сопоставлять своё мнение с мнениями других слушателей. Всё это можно делать и самостоятельно, посещая концерты, слушая диски и кассеты, читая книги по музыке.

Для понимания музыки необходимо наряду со способностями иметь и некоторые знания о ней. Здесь имеется в виду не только знания об искусстве, которые можно получить из учебников и тем более не профессиональное образование, а знание самого искусства, приобретаемого от непосредственного знакомства с художественными произведениями. Ничем нельзя заменить это живое общение с искусством, его восприятие. Способность слушателя понять музыку того или иного жанра, той или иной степени сложности зависит в первую очередь от его предшествующего опыта восприятия, от уже имеющейся у него («музыкальной воспитанности». Иными словами, чтобы научится слушать музыку надо, побольше слушать её.

Очень успешно музыкальный вкус вырабатывается у ребёнка, который сам проявляет свою деятельность в искусстве. Даже поверхностные занятия музыкой или рисованием, драматическим искусством или скульптурой могут оживить и обогатить понимание вашими детьми задач художника и эстетического знания средств, которыми они могут быть решены.

Исключительно большую помощь в развитии вкуса оказывает целенаправленное коллекционирование звукозаписей. Особенно перспективно использование магнитофона и видеомагнитофона, что позволяет иметь в домашней фоно- и видеотеки копии редких и уникальных записей. Добавим, что коллекционеры такого типа чаще всего оказываются и наиболее эрудированными, и неутомимыми пропагандистами высокого музыкального искусства. От них же идут новые формы слушательской активности. Регулируя, например, силу, тембр и баланс своей звуковой аппаратуры, мы можем у себя дома продолжить работу звукорежиссёра в студии, уже давно выполняющего ряд типично дирижёрских функций- таких, как управление общей динамикой, равновесием групп ансамбля и т.д. В результате мы и наши дети будем достаточно хорошо застрахованы от опасности обратиться в пассивных и неразборчивых потребителей «музыкальных консервов», как иногда пренебрежительно аттестуют продукцию звукозаписи. Выбирая из неё наиболее интересные, талантливые и значительные образцы, мы сумеем мысленно воссоздать отсутствующее компоненты исполнения и тем самым по- настоящему глубоко воспринять, прочувствовать и пережить их форму и содержание.

Итак,       путь        к      воспитанию   высокого художественного вкуса в процессе знакомства с музыкой мало похож на прогулку по накатанному шоссе или ухоженной парковой аллее. Нам вместе с детьми приходится неустанно пролагать его через весьма пересечённую и не всегда легко проходимую местность. Но если при этом в наших детях хотя бы элементарной, но искренний ответный отклик, половина проблемы будет фактически решена.

Вторая половина состоит в том, чтобы и самим в определённые моменты жизни обращаться к музыке с волнующими вопросами, отнюдь не рассчитывая при этом на мгновенный, лёгкий и обязательно однозначный ответ.

Заняв активную позицию и затратив известное усилие на становление музыкального вкуса собственного ребёнка, мы и сами начинаем повсюду находить, открывать и сооружать своеобразные лестницы переходов, образующие естественные ступени нашего музыкального- эстетического роста. Подъём же по этим ступеням, отражающим уровень нашего музыкального вкуса, есть одновременно и построение всех этажей собственного музыкального дома, расположенного как вне, так и внутри нас.

Подготовил муз.руководитель: Гоманькова Е.П.

свернуть